?

Log in

Злой босяк
Слонистика 
3rd-Dec-2015 06:55 pm
I is


Вот происходит событие, к которому я имею отношение, процессы, в которых я что-то понимаю, ну, понимал, когда работал. Поэтому, не могу молчать. =)


Немного лирики.

Примерно в 2006 году я, после армии, был взят на работу своим другом. Который, на тот момент, становился "солидным бизнесменом" в области логистики.

То есть, у нас была комната, в которую влезло 4 стола, два сотрудника, директор и его супруга. Телефон, несколько компьютеров разной степени паршивости и огромное количество энтузиазма, позволявшего заниматься банальным посредничеством, не имея ни грузов своих, ни транспорта. Я после этого зарекся работать на экспедиторов-посредников, кстати.

Но речь не об этом. Я сейчас вспоминаю, как изменялся сам рынок автотранспортных перевозок.

Тогда, до кризиса 2008 года, примерно, ситуация была, мягко говоря, странной. Имея груз, ты обзванивал перевозчиков и уговаривал их отвезти этот твой груз. Всячески. Обещал удобную оплату, ставку повышал, скрипя зубами (уменьшая свою дельту, свой "навар") и вроде бы договаривался... Чтобы узнать, в день предполагаемой погрузки, что машина "сломалась". Как правило, это означало, что перевозчик нашел более выгодный фрахт.

Почему было так? Грузов было много, а перевозчиков мало. Золотой век дальнобойщиков. Можно было взять в лизинг несколько машин, посадить каких-нибудь дяденек за руль, девочку на телефон и получать прибыли. Не космические, но солидные. Это и являлось основной причиной того, что так широко были представлены экспедиторы-посредники на рынке. Крупные грузовладельцы предпочитали иметь между собой и каким-нибудь диким "ипэшником" прокладку безопасности из хоть каких-то специалистов. Которые и груз застрахуют и водителя отслеживать будут и контролировать и, вообще, возьмут на себя все риски работы с этими "колхозниками" от перевозок.

И мы и такие как мы конторы, обзванивали всю страну, наводили справки, смотрели благонадежность, проверяли историю перевозчиков. В итоге кусали локти, когда какой-нибудь непосредственный водитель посреди рейса заезжал домой к жене и пропадал на пару суток. Рвали волосы на голове из-за опозданий транспорта, порчи груза. Договаривались и договаривались. Сами тоже, краснели и мямлили в трубки телефонов, не в силах объяснить, почему уже две недели как все документы получены, а мы ничего перевозчику не оплачиваем.

Это все до 2008 года. До кризиса.

Предложение грузов упало очень ощутимо. И толстые, наглые, ленивые транспортовладельцы встали перед фактом, который выпрямил ситуацию жестоко, бескомпромиссно и очень быстро. Внезапно, владельцы лизинговых фур узнали, что они являются продавцами транспортных услуг и это их задача искать клиентов и убеждать их покупать эти самые услуги. На транспортной бирже ati.su уже тогда был форум и вы представить себе не можете сколько было боли. Полуграмотные люди, пишущие с жуткими ошибками, всякие ИП Ивановы и Петровы, ООО Суперлогистика и ООО Клёвые Перевозки (названия выдуманы, совпадения случайны), возмущались несправедливостью тарифов, которые предлагают грузовладельцы, сетовали на свои огромные расходы, ругались, ругались, ругались... Через несколько месяцев их не стало.

Выжили адекватные перевозчики, цепкие, не всегда порядочные, но работающие. Многие, из известных мне лично, расширились, разрослись, процветали не смотря ни на какие кризисы.

Секрет прост. Мы его сформулировали еще тогда - идеальный водитель это тот, которого ты отгрузил и забыл про него. Если у тебя перед глазами телефонный номер, по которому ты регулярно названиваешь, выясняя где он и что, а потом объясняешь ему где именно и как подписать какую бумагу (хотя там приложена лично тобой распечатанная инструкция), а он говорит что-нибудь о том, что он человек простой, работяга и вся эта беготня по бухгалтерии в далеком от тебя городе не его дело... В следующий раз, ты с ним уже работать не захочешь. Тоже самое верно и для перевозчика в целом. Если ты скинул ему заявку и вспоминаешь про него только когда он приехал за грузом, а в следующий раз, когда он присылает тебе все правильно заполненные накладные с отметками о доставке, то за такого ты будешь держаться всеми руками. Особенно, если ты грузовладелец, а не посредник. У грузовладельцев своя специфика, которая нагружает логиста массой разных задач, помимо, собственно поиска и управления транспортом.

Следующая "чистка" рынка перевозчиков, если мне не изменяет память, состоялась году в 2010-м. Тогда появились, как по волшебству, компании, вроде "Деловых линий". Сотни машин, складская инфраструктура, как-будто из ниоткуда. Это, как, представьте себе, у вас маленький магазинчик, с колбасой и водкой, а рядом поселяется "Пятерочка". Жить, в принципе можно, но сильно хуже.

Ну и сейчас, санкции, снова кризис, рост курса. Снова разоряются владельцы транспорта, особенно те, у кого лизинговые обязательства рассчитывались не в рублях.

Хватит лирики, к расчетам.

Вот, статья, в которой приведены примерные расходы транспортников на километр пути, с учетом действия системы Платон.

Итак, себестоимость одного километра для сравнительно небольшой фуры составляет примерно 31 рубль. Меня эта цифра, честно говоря, несколько удивила, учитывая сколько стоят грузоперевозки для конечного потребителя.

Я ничего не хочу оспаривать, в этой статье, особо там оспаривать нечего. Но как-то дополнить, усложнить понимание хочется.

Закавыка alex_sobolev_82 в том, что он, в отрывке, процитированном мной, удивляется соотношению приведенных им цифр и стоимости перевозки. Не указывая стоимость этой перевозки.

Я немедленно зашел на ati.su и, с учетом того, что я незарегистрированный пользователь, с ограниченным функционалом, просмотрел цены, которые сейчас предлагают грузовладельцы по направлению Москва-Екатеринбург. Просто это достаточно "накатанное", массовое направление, с достаточным расстоянием и количеством предложений и по грузам и транспорту. Мог бы и на Тюмень посмотреть или на Ростов-на-Дону, не так важно.

В целом, стоимость перевозки для заказчика, из Москвы на Екатеринбург колеблется где-то между 40 и 50 рублями за километр. Ближе к 40. Учитывая специфику работы этой транспортной биржи, я склонен думать, что предложения, которые ближе к 50 рублям за километр это какая-то замануха, в стиле "да, ставка как указано, но грузимся в Питере, а выгружаемся в 400 километрах от Екатеринбурга, а платим спустя полгода". Такое часто бывает, размещают объявления, указывая не совсем точные данные - лишь бы перевозчик позвонил, а там обаянием его, обаянием!

И, это очень важно, надо учитывать, что машине из Екатеринбурга еще надо вернуться в столицу. А вот тут уже собака и зарыта. Самое радужное, самое лучшее предложение, которое я нашел на бирже, что-то около 20 рублей за километр. На Москву. И это тоже замануха. Место погрузки, наверняка где-нибудь в нескольких сотнях километров от Екатеринбурга, выгрузка тоже черт-те где, груз с перевесом, требует полной растентовки и тому подобное. Так, полагаю, речь идет о том, что уехать на Москву можно за 10-15 рублей за километр. То есть, и так было всегда, грузы на Москву перевозчики берут не для того чтобы заработать, а чтобы компенсировать часть, только часть своих расходов за рейс.

Добавьте в расходы перевозчика то, что машина может простоять несколько суток в ожидании подходящего груза, а водитель продолжает получать зарплату и горючее расходуется, да и лизинговая компания свои проценты начисляет.

В общем, очень приблизительно, очень на коленке, советуясь с mixmed, который в теме и знает, сколько ему стоит километр пути его транспорта, у меня получается, что перевозчик зарабатывает где-то 25 рублей за километр совершая рейсы на Екатеринбург.

Видите? Тратить он должен, по тем расчетам, что приведены выше, уже 31 рубль на километр. Скорее всего, путем всяких ухищрений и с учетом того, что расходы "округлены" в большую сторону, тратить перевозчик все же будет не 31 рубль, а рублей 25, но это, честно, я скорее от балды называю.

В общем, как ни крути, не зажируешь. А теперь еще вспомните, что перевозчику, если он хочет остаться на плаву, как-то развиваться, даже, надо содержать офис (я не вспоминаю про склады, рембазу, гараж и прочее, тут как-то можно обходиться, с трудом, но можно). В офисе должны работать цепкие менеджеры, такие, которых в дверь, а они в окно, которые находят клиентов, заключают договоры, выбивают приличные ставки и условия.. И зарплаты они должны получать сопоставимые с водительскими, даже больше. Бухгалтерия должна быть. Сотрудники на телефоне, которые выполняют нудную, но отнимающую массу времени работу. Юрист - иногда жизненно необходим. В основном для того, чтобы собирать документы для подачи в суды, по неоплатам услуг (поводов судиться будет предостаточно). Хотя, можно и без него.

Резюме - транспортные компании не катаются сыром в масле, не гребут деньги лопатой и не ломят адские цены за свои услуги. Этому способствовал и я, в свое время, и такие как я. Влезая посредниками, отрезая свой кусок пирога, выступая на стороне интересов грузовладельца, оперируя точностью и удобством оплаты, объемом нанимаемого транспорта, чтобы максимально снизить стоимость перевозки (следовательно, повысить прибыль от проданного груза) и так далее.

Повышение расходов перевозчиков - повысит расходы заказчиков, следовательно цены буквально всего в стране. Начиная от сосисок и заканчивая яхтами. Хотя, это и так понятно.

А теперь, главное, разворачивающийся протест.

С одной стороны, я целиком и полностью на стороне перевозчиков. Не дальнобойщиков, все эти дядьки за рулем, колоритные и отличные фигуры, но... Представьте, что обложили налогом ретейлинговые сети, Пятерочки эти все и протестовать вышли их сотрудники. Грузчики, кассиры, менеджеры залов, все эти люди, нанятые вахтовым методом. Для создания картинки, как "настоящий простой народ" защищает свои права - подойдет. Но кто на это "поведется", если речь будет идти о ретейлерах?

Так и тут. Я знаю некоторое количество дальнобойщиков, работающих сами на себя. Они, как правило сотрудничают с одним или несколькими диспетчерами, за свой процент, предлагающими им грузы... Но их не так много. В основе своей, сейчас, рынок перевозчиков это компании по сколько-то машин, с нанятыми водителями, где все тяготы и риски несет на себе руководитель, уже за руль грузовика не садящийся. Водители, как получали свои, не знаю, 4-6 рублей за километр, так и будут получать. Не могу сказать, что за все эти годы, что я имею отношение к логистике, уровень дохода самих водителей-дальнобойщиков как-то ощутимо падал. Исключение, может быть, тот самый 2008 год, но там не зарплаты упали, там просто массово и внезапно работы не стало.

Но в картинке происходящего у нас большие грузовики, суровые мужские лица работяг дороги и сверху этого всего болотный координационный комитет. И, вот, я не знаю даже. Мужики - я за вас. Но всю эту братию хипстерско-протестную, гоните тряпками. Не становитесь как те шахтеры, картинкой, пользуясь которой страну ввергнут в очередной "демократический" хаос. Вам потом с этим жить. Если переживем, конечно.


PS Система Платон сыра, крива и отвратительна тем, что нужна для организации дополнительных поборов. Хотя, я бы приветствовал введение обязательной системы трекинга большегрузного автотранспорта на всей территории России. Не для того, чтобы лишнюю копейку выжать, а для всего остального. Это даст отличную и точную статистику по рынку автотранспортных перевозок в целом. Сведет на нет всевозможные "левые" перевозки. Избавит нас от хитрозадых васянов всяких, которые посреди рейса делают крюк, чтобы навестить на день-другой жену. Опять же, серьезно обезопасят этот бизнес от сволочных банальных бандитов, тормозящих и угоняющих фуры с ликвидными товарами, медикаментами, техникой бытовой и прочими грузами, которые без сопровождения автоматчика и полной дорогущей страховки никто никуда доставлять не берется.


Comments 
3rd-Dec-2015 06:05 pm (UTC)
Вопрос в том, почему именно ЧАСТНАЯ компания на монопольных правах насильственно навязывается государством? Это и есть мутокапитализм
3rd-Dec-2015 06:10 pm (UTC)
Саму систему Платон и все что с ней связано я старался даже не затрагивать. Наверное, надо будет написать про неё отдельно.
3rd-Dec-2015 06:29 pm (UTC)
Если можно, то надо бы. Бесит уже эта мутная вода. Бесят те, кто оранжем попрекают, стоя в стороне, никак не помогая. Когда сами на улице окажутся, так же петь будут?

С РЖД тоже. Почему деньги получают приватизаторы, а недостачу оплачивает государство, то есть опять те же налогоплательщики, у которых к тому же работу отняли, передав заказы на электропоезда в Германию, в 4 раза дороже, обслугу тоже из Германии наняли.
3rd-Dec-2015 06:49 pm (UTC)
Тут как. Этот текст я написал за пол часа и состоит он из того что я знаю здесь и сейчас.

Платон действительно тема мутная, слух на слухе вокруг неё, перевозчики обмениваются какими-то новостями и мнениями, ком сумбура нарастает. В общем, надо быть очень осторожным.

И по РЖД - казалось бы, чего проще. Там есть четкие тарифы, жесткие ограничения на все, почти никаких вариантов для маневра. Но политика ценообразования тарифов мне не ясна самому и ясна не была никогда. Насколько я знаю, все тарифы в РЖД назначаются чиновниками. Конкретно в МПС. И грузовые и пассажирские. А уж как там и что? Надо бы там поработать чтобы понимать наверняка. Плюс, если к этому добавить мне малопонятную систему аренды вагонов, владения вагонами, посреднических схем, причем, с учетом того, что это не совсем свободный рынок, а выбранные самой РЖД операторы, как я понимаю...

В общем, я по РЖД не рискну. Разве что кто из моих знакомых в ЖД перевозках согласится поделиться такой информацией.
3rd-Dec-2015 08:29 pm (UTC)
По РЖД смысл в том, что пока это была замкнутая хозяйственная система, с дорогами, вагоностроением, топливом, добычей полезных ископаемых - со всей инфраструктурой - иностранные инвесторы сунуться не могли, без них прекрасно обходились и дешевле. А когда стали пилить единое хозяйство на кучу частных - поднялись тарифы. Одна ветка приносит доход, другая убыточная - следовательно нуждается в ликвидации. Лучше вообще от пассажирского транспорта избавиться - оставить прибыльные грузоперевозки. Поговаривают, сейчас дороги от поездов отделить собираются и расчленить. Так дороги вообще прибыли не приносят, на них билеты не покупают.

И ваг7оны за границей покупают, потому что за все платит бюджет. Чем дороже - тем лучше для руководства РЖД получается. За вагоностроительные заводы, которые фактически ликвидируются, РЖД не отвечает.

Edited at 2015-12-03 08:32 pm (UTC)
3rd-Dec-2015 08:48 pm (UTC)
Мой личный взгляд - РЖД должно быть национализировано до последнего гвоздя и подчинено исключительно государству. Это национальная, супер важная система, выстроенная и модернизированная, кстати, в те времена, когда никакого частного капитала у нас не было и быть не могло.

Это и причина, по которой у нас, за редкими исключениям, пути электрифицированы, а не гоняют взрывоопасные дизеля по малосопрягаемым между собой жд веткам, как в оплоте демократии.

И эта причина, по которой долгое время, уже и после развала Союза, убыточные пригородные пассажирские перевозки, дотировались за счет прибыльных дальних грузовых перевозок, что противно эффективным капиталистическим менеджерам (недавно кризис с отменой электричек был разрешен прямым вмешательством сами знаете кого).

Но, к сожалению, мнения подобные моему пока еще не учитываются. Для этого мы тут и делаем то, что делаем. Чтобы наше мнение было слышно и чтобы игнорировать его было, как минимум, очень сложно. В идеале - невозможно.
4th-Dec-2015 01:26 pm (UTC)
Уже МКАД перекрыли кассиры и товароведы, блин.
10th-Jan-2016 06:33 pm (UTC)
Я думаю, что все равно нужно переходить на ЖД перевозки на дальние расстояния. И для этого, несомненно, нужно вводить всякие финансовые неудобства для дальнобойных перевозок.

Но для этого же нужно заблаговременно и ЖД готовить соответственно. Ключевой слово - заранее готовить, и серьезно
10th-Jan-2016 06:51 pm (UTC)
Допустим, у меня 15 тонн чего-то там, на складе в Подмосковье и мне надо отправить это в Новосибирск.
Я заказываю фуру, она приезжает прямо на склад. Грузится меньше часа и уезжает.

На третий день машина у получателя разгружается.

Оплачиваю я одному перевозчику.

Если я хочу воспользоваться услугами ЖД.

То я заказываю фуру, она приходит на мой склад, везет это на станцию, там грузится (если я чоткий логист и у меня есть надежный жд-оператор, то грузится сразу в вагон). Потом этот вагон как-то, неведомыми путями добирается до Новосибирска. Дней, может быть, 5 или 7... Там, точно в срок, должна стоять другая фура (потому что ЖД не хранит твой груз бесплатно) и она уже доставляет мои 15 тонн чего-то там до получателя.

Оплачиваю я ЖД (хорошо еще, если категория груза не из дорогих), фуру в Москве и фуру в Новосибирске. И 6 погрузочно-разгрузочных операций, против двух. А если это фарфор? Ноутбуки?

Или, я нахожу кого-то, кто за меня организует доставку груза до вагона и от вагона, помимо самой ЖД, но оплачивать я все равно буду все сопутствующие расходы и этого кого-то интерес. Его "два прОцента"

Вот, скажите, оно мне надо?

И, кстати, автомобильные перевозки через всю страну уже и так редки. Только в особых случаях, когда нужна скорость. Ими занимается достаточно небольшой сегмент автоперевозчиков.
10th-Jan-2016 06:59 pm (UTC)
Вы меня ничем не опровергли. Я знаю, что в ЖД бардак, и сразу про это сказал. В ЖД нужно вкладываться, а вкладываются в развитие автодорог. В результате фуры забили весь трафик, дороги разбиты, требуются уйма развязок-стоянок и т.п.

Сделайте тоже самое в ЖД, и будет для нашей страны счастье. Фуры должны, в идеале, практически исчезнуть. А сейчас исчезают ветки ЖД, по крайней мере в нашем городе - где была хорошая структура ЖД (Саров Нижегородской)
10th-Jan-2016 07:07 pm (UTC)
Я говорю не о том, что в ЖД бардак. Я говорю о том, что есть огромная разница между перевозкой из точки А, в точку Б и перевозкой через ЖД (А-Станция1-тут происходит что-то никому не ведомое-Станция2-Б).

Поверьте, в ЖД не такой уж и бардак и они не бедствуют. Через них везут все, что есть смысл везти. А это ого-го какой объем.

Не уверен, что они смогут осилить объемы, которые вы хотели бы на них свалить дополнительно, без большой и дорогой серьезной работы, вплоть до постройки дополнительных путей.
10th-Jan-2016 07:18 pm (UTC)
Так я об этом и пою. Нужны огромные вложения в ЖД, чтобы вывести их на современный уровень - скорости, перегрузки, доставка как можно ближе до места.

И это не я пою об этом - ЖД по определению дешевле на дальняк, причем далеко не все грузы требуют ураганной скорости. По-хорошему, по-хозяйски и по-коммунистически нужен другой подход к перевозкам - подробнее тут http://kolosok-1.livejournal.com/350670.html

Я думал, вы как спец дадите более "объемную" картину явления, нежели я - неспец в логистике. А защищать автоперевозчиков, да еще с интонацией - "рабочие места" и так далее, совсем "не наш метод".

"Наш метод" в любом социальном явлении, сквозь быстро преходящую "злобу дня" показывать конкретное уродство капитализма и предлагать правильный выход, который возможен только в СССР. (хотя, поднять ЖД могут и капиталисты, только очень уж стратегически мыслящие капиталисты, смотрящие вперед лет на пятьдесят, а гдеж их взять? Капиталист фантастически жаден и туп).
10th-Jan-2016 07:32 pm (UTC)
Стоп-Стоп. Я не защищаю перевозчиков под предлогом "рабочие места и так далее".

Пожалуйста, сосредоточьтесь. Вы общаетесь со мной, так и обращайте внимание на то, что пишу именно я.

Я защищаю не перевозчиков, а себя, как владельца 15 тонн чего-то там, что легко и вовремя приезжает в Новосибирск из подмосковья, если я нанимаю одну фуру, не привлекая ЖД.

Дальше, я так же сказал, что дальние перевозки, через всю страну и так почти целиком на плечах ЖД. Там, после Иркутска дорога сильно портится (по крайней мере так было лет 5 назад) и уже масса нюансов. Не все автоперевозчики берутся за такие фрахты.

Восстанавливать ЖД за счет уничтожения рынка автоперевозок - переливание из пустого в порожнее, в порожнее с худым дном. Надо восстанавливать грузопотоки, производителей, продавцов, покупателей, понимаете? Не давить дальнобоев, чтобы ЖД их грузы таскала.

Не похоже, чтобы наша актуальная страна планировала что-то подобное.

Подождите с пол года, увидите, фур и без подобных мер станет сильно меньше. Кризис еще только начинается.
10th-Jan-2016 07:36 pm (UTC)
Я понял, вы защищаете себя, как владельца груза. Я высказываю сомнение в правильности данной публицистической позиции, только и всего. Я защищаю интересы всех жителей страны, считая это более правильной позицией.
10th-Jan-2016 07:46 pm (UTC)
Вы хотели моих рассуждений как логиста. Вы их получили. Подорожание и осложнение логистики всегда во вред буквально всему. Вы почему-то думаете о том, что вам мешают фуры на трассах и не думаете о том, что пельмени подорожают на n процентов и нередко будут просроченными.

Если вас интересует "защита всех жителей страны", то тут нужен не логист. И рассуждать тут надо не про хиреющую ветку ЖД.

Тут надо обсуждать немедленную, с этого момента, всеми доступными силами, мобилизацию всего общества.

Национализацию всех крупных и ключевых для обороноспособности, продовольственной безопасности России предприятий. Всех ресурсодобывающий предприятий.

Насыщение СБ деньгами специально для выдачи очень дешевых кредитов (под бдительным контролем, с неизбежной карой за злоупотребления для всех причастных без исключения) под производство.

Немедленное объединение всей государственной энергетики обратно, в единую госкорпорацию.

И, разумеется, серьезная, бескомпромиссная чистка элит. Перебор людишек. Можно без репрессий типа 37 года.

И перечислить можно множество всего еще, всего, что в данной, актуальной России выглядит мечтами и фантастикой.

То есть, как этого достичь? Как запустить процесс?
10th-Jan-2016 07:59 pm (UTC)
Я рад, что вы поняли и "включились". Вот это и есть ваша конкретика, без которой ваш пост однобок и малополезен (я пишу все это ради одной благородной цели - усилить и углубить нашу работу, а не выпендрится и жизни учить).

Вот же, как интересно получается - вся конкретика, что вы пишите, ведома вам, как логисту. Но вы же не только логист, а и политический публицист, я не ошибаюсь?

Так и долбаните из всех орудий, восходя из абстрактно-политического к конкретно-логистическому. Представьте, что завтра страна потребует новых героев, причем в огромном количестве. И без правильного политического подхода не решить ни одной практической задачи.

Обсуждение "цены пельменей" сегодня - это размен стратегии на тактику. Затраты будут, кстати, в любом случае - хоть ЖД, хоть авто-перевозки развивай. Если мы мним себя хозяевами - то мы и рассуждать должны по хозяйски, как делали в СССР. Доказывать всем свою правоту и обличать губительность узко- и кратковременного капиталистического подхода. Это нужно делать всем слоем специалистов, в каждой поре нашего общественного бытия.

Вы логист? По капиталистической логистике - пли! Да здравствует подлинно хозяйская и нужная всем гражданам страны плановая, глобальная, рациональная не в угоду интересам "грузовладельца 15 тонн) новая логистика.
10th-Jan-2016 07:13 pm (UTC)
А в разрушении ЖД веток, которые были созданы под существующий сложный промышленный комплекс при Союзе, виноваты все же не дальнобойщики.

То есть, вы можете заставить задыхающийся без денег и заказов завод, который сначала делал какие-нибудь востребованные двигатели, а теперь перебивается кнопками и скрепками, эксплуатировать жд ветку, а не более выгодные, быстрые и управляемые фуры.

Но, так вы просто раньше этот завод прикончите.

Edited at 2016-01-10 07:14 pm (UTC)
This page was loaded Feb 25th 2017, 6:48 am GMT.